Звоните:
8 (495) 724-64-42


Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе

К ЕГЭ и ГИА по русскому языку относятся, как правило, критически и родители, и школьные учителя, и ученики, и вузовские преподаватели, и пресса. Школьники недовольны тем, что нужно готовиться, учителя – тем, что нужно готовить, а преподаватели вузов – тем, что оказались не у дел.

Родители при любой попытке постигнуть нюансы нововведения впадают в панику и начинают суетиться или, напротив, полностью самоустраняются, пустив решение проблемы на самотёк и доверив ребёнку разбираться самостоятельно. Пресса при этом публикует разоблачительные материалы, резко критикуя содержание экзамена, систему оценки знаний и т. п.

Всё это не мешает разработчикам проводить ежегодный анализ результатов и постепенно совершенствовать контрольно-измерительные материалы, делать их содержание более актуальным, убирая всё неоднозначное, второстепенное или просто ненужное.

И кто сможет чистосердечно, положа руку на сердце, заявить, что сдаваемые в прошлом устные экзамены с неизбежным зазубриванием правил были лучше? Вероятно, критиковать следует не столько форму и наполнение тестов, сколько уровень подготовки школьников.

Давайте сделаем попытку отнестись к ГИА позитивнее и разберёмся, какие знания и навыки необходимо проверить в ходе экзамена. Это поможет понять, как должна выглядеть подготовка к ГИА (ОГЭ) по русскому языку, и как в её процессе учащиеся могут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и научиться использовать на практике.

В ходе итоговой аттестации девятиклассников проверяется следующее:
  • Лингвистическая компетенция, которая выражается в навыках простейшего лингвистического анализа языковых явлений.
  • Языковая компетенция, выражающаяся в практическом владении русским языком, соблюдении его норм, размере словарного запаса.
  • Коммуникативная компетенция, которая выражается в умении создавать собственные высказывания и владении различными видами речевой деятельности.

На первом этапе экзамена необходимо написать лаконичное изложение прослушанного текста – для этого школьник должен владеть навыками мобилизации памяти, нормами правописания и уметь информационно обрабатывать текст. Согласитесь, в наше время способность к восприятию и обработке информации не является отвлечённо-академическим понятием, но вполне прикладным и необходимым в повседневной жизни навыком.

Второй этап заключается в работе с прочитанным текстом – он нужен для того, чтобы получить представление о глубине и точности понимания написанной информации, а также об уровне восприятия культурно-ценностных аспектов. Проверяется понимание главной проблемы, отражённой в тексте, точки зрения автора, характеристики персонажей, определение отношения к ним самого автора, умение выявлять выразительные средства.

Умение анализировать текст необходимо учащимся не только для изучения русского языка – оно пригодится в любой сфере учебной деятельности, например, на уроках иностранного языка или литературы. При этом также проходит проверку лингвистическая база.

В третьей части проверяют, насколько экзаменуемый способен выстраивать собственные суждения и высказывания, при этом много внимания уделяется умению грамотно обосновывать свою точку зрения. Этот навык будет крайне полезен в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности. Кроме того, способность с уважением относиться к оппоненту и вести дискуссию в аргументированном ключе говорит о высоком культурном уровне человека.

Из всего сказанного можем сделать вывод, что все три этапа тестирования позволяют провести комплексную проверку знаний и навыков учащегося в сфере владения русским языком. Анализ сданных работ говорит о том, что большинство учеников сталкивается с трудностями при выполнении тестов. Это является ярким доказательством того, что информационный подход, практикуемый в школе, недостаточно эффективен, в отличие от нашего практико-ориентированного принципа. 

Подготовка к ГИА (ОГЭ) по русскому языку на курсах «Пиши грамотно»


Программа подготовки к ГИА (ОГЭ) по русскому языку рассчитана на учащихся, уровень которых соответствует пройденной II ступени обучения на наших курсах. Это базовое владение орфографией и пунктуацией в пределах школьной программы. В процессе подготовки важную роль играет формирование навыков комплексной работы с текстами.

Цель системы нашего обучения в том, чтобы девятиклассники научились активно воспринимать текст на слух, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурно систематизировать информацию, интерпретировать услышанное, писать свой текст, приводить аргументы.

Мы много работаем над усвоением навыков написания сжатого изложения – это достаточно сложное задание, поэтому мы уделяем ему внимание на каждом занятии, постепенно увеличивая сложность требований.

Мы также не забываем об упражнениях по лексике – они включают в себя работу по определению лексических значений слов, умению определять контекстные значения, знакомство с многозначными словами и принципами лексической сочетаемости. При этом уделяется внимание навыкам синонимической замены и расширению словарного запаса. Это очень важно в современных реалиях, когда дети больше времени проводят в интернете, чем за книгой.

Нами используется система специальных упражнений опознавания средств выразительности русского языка, без которых содержательный анализ текста попросту невозможен. Это также необходимо, исходя из перспективы сдачи ЕГЭ в 11 классе.

Подготовка к ГИА (ОГЭ) по русскому языку включает в себя практические занятия по анализу языковых явлений, распознаванию грамматических конструкций и т. п. Мы тщательно и методично работаем с учащимися над закреплением навыков орфографии и пунктуации. При помощи специальных упражнений школьники учатся отыскивать примеры, которые наглядно иллюстрируют орфографические правила, что понадобится при выполнении некоторых заданий в процессе тестирования.

Все пункты программы подготовки к ГИА (ОГЭ) по русскому языку подчиняются единому комплексному принципу, направленному на развитие речи и практической грамотности – они составляют единую систематизированную методику.

Важно то, что наша система обучения использует разные с точки зрения стиля образцы современной русской речи, которые являются актуальными и доступными для понимания. Они не являются аналогами или копированием текстов ранее изданных учебных пособий. Работы учащихся проходят индивидуальную проверку и сопровождаются индивидуальными комментариями и практическими рекомендациями.